Религия Египта - Ислам

Ислам оформился в VII в. в западной области Аравийского полуострова. Он возник в силу ряда объективных исторических причин. Разложение родоплеменного строя арабов, кризис в торговле, вызванный неблагоприятной международной обстановкой и многие другие причины усилили вызревшие внутри арабов тенденции к централизации. Интересы общества требовали прочного и длительного объединения страны, стабилизации ее политического и экономического положения. Для этих целей было необходимо идейное знамя.

В ту пору у арабов были распространены различные верования, существовало многобожие. Тенденции к централизации вызвали стремление и к созданию единых родовых и племенных культов. Вера политически наиболее мощных племен становилась обязательной для подчиненных им менее могущественных. К началу VII в. в Аравии наибольшего могущества достигло племя курейш в Мекке. Соответственно с возвышением курейшитов возросло и значение храма Кааба, находившегося в Мекке. Постепенно племенной курейшитский бог, которого называли Илах, стал вытеснять богов прочих племен.

В последствии как Аллах он вошел в ислам в качестве единого бога. Возвышение Аллаха среди прочих племенных богов произошло в том числе благодаря деятельности Мухаммеда, выходца из рода Бану-Хашим племени курейшитов. Получив, по преданию, около 609 г. божественное откровение, он выступил с проповедью в Мекке. В 622 г. вместе с единомышленниками был вынужден переселиться (хиджра) в Медину. Но уже в 630-631 гг. мусульмане под предводительством Мухаммеда подчинили Мекку и значительную часть Аравии, создав таким образом теократическое государство.

В процессе формирования ислам, испытывавший значительное влияние уже сложившихся монотеистических религий: иудаизма, зароастризма и христианства, — распался на несколько течений и несколько десятков сект. Однако возникновение двух основных направлений ислама — суннизма и шиизма — связано прежде всего с политическими перипетиями. Суть конфликта в том, что шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов из рода Алидов, основателем которого стал халиф Али — двоюродный брат Мухаммеда, которого шииты почитают не меньше, а может, даже больше, чем самого Мухаммеда.

Основополагающие принципы исламских догматов и культа в суннизме, шиизме и многочисленных сектах почти не подверглись изменениям. Различия коснулись второстепенных положений, выразились в догматику и культовую практику. Кроме общемусульманских, у шиитов есть свои праздники (например, день, когда Мухаммед признал Али своим преемником), свои памятные даты (дни траура по Али и его сыну Хусейну), свои места паломничества. Сунниты наряду с Кораном почитают сунну — священное предание, состоящее из хадисов, на которой основывается религиозная и политическая жизнь.

Интересные статьи