Египет – цивилизация, воплощенная Нилом

Египетская культура рождена Нилом… Древние египтяне называли Нил – Хапи и пели ему хвалу: «О Нил! Твоя живительная влага, текущая через поля, подобна амбре, она вкусна, как мед». Геродот отмечал: «Египет – дар Нила». Конкистадор Египта Ибн Аль Ас писал, что все богатство страны происходит от благословенной реки, которая течет по ней с достоинством халифа. «Приходит час, когда все источники мира должны выплачивать подношение этой королеве рек, которую провидение вознесло высоко над всеми другими: в то время вода поднимается, разливается выше русла, заливает равнину и оставляет там плодородную грязь.

Тем временем все деревни отрезаны одна от другой. Лишь лодки могут проходить между ними, и они бесчисленны, как листья на пальмовом дереве. Но после в своей мудрости река входит в границы, определенные ей судьбой, так что те, которые живут близ нее, могут скопить богатства, которые она передала матери земле. Таким образом, Страна пирамид представляет собой поочередно картину сухой песчаной пустыни, полосу серебряных вод, болота, покрытые сплошной грязью, роскошного зеленого луга, сада, богатого многими цветами, и снова полей, покрытых великолепным урожаем» (VII в. н. э.).

Берег реки Нил в Египте

Нил создал своего рода страну оазис. Нил простирается на 6500 км, от Больших Африканских озер до Средиземного моря, обогащая почву плодородным слоем речных отложений. Река возникла в результате слияния Белого и Голубого Нила, что берут начало в озерах юга (Виктория и Тан). На Египет приходится северная часть реки, от Асуанского водопада до моря. Посетивший эти места инок Варсанофий заметил: «Великая же река златоструйный Нил течет от полуденныя страны на полунощь в Белое (Средиземное. – Ред .) море по Дамияты». Греки называли великую реку – Гион. После в уклад жизни у египтян даже вошла поговорка: «Кто владеет Нилом, тот владеет миром»…

А. С. Хомяков скажет: «Египет, как отмечено даже древними, есть творение Нила». Египтяне поклонялись Нилу, как высшему божеству, причисляя Хапи к сонму богов. Бог лил из кувшинов воду и снабжал поля драгоценной влагой. Соответственно легендам, обитал он вдали на юге, в пещере, охраняемой змеем. Его изображали в образе тучного мужчины с сосками и жирным животом. Упитанность и жир в фигуре человека постоянно считались на Востоке символами богатства и процветания.

Голову Хапи украшал венец из водяных растений, в руках он держал поднос с рыбой, утками, цветами и снопами пшеницы. Его звали «отцом богов», многие города носили его имя. Считалось полезным и необходимым дарить ему богатые дары. Во время царствования Рамсеса III была даже заведена (или возобновлена) особая «книга Хапи». Туда заносились все жертвоприношения Нилу. К берегам и в храмы доставлялось огромное доля продуктов, вина и зерна. Ремесленники в мастерских изготавливали тысячи маленьких фигурок Хапи из золота, серебра, меди, свинца, фаянса, украшенные бирюзой и лазуритом, а также печатки, подвески и статуэтки Репит, супруги Хапи. Пред разливом Нила и в самый его пик все эти богатства в качестве дара богу бросались в воды.

Столь большое внимание к Нилу вполне объяснимо и закономерно. Количество осадков в Египте – ничтожно (до 150 мм в год, большей частью зимой). Судьба урожаев – в руках оросителей, а их труд зависел от нрава Нила. Древнеримский поэт Тибулл писал (I в. до н. э.): «Отче Нил, благодаря тебе Египет никогда не сеет в жертву ливням и иссохшая былинка не склоняется в ожидании милостей Иовы Дождетворца». Порой Нил разливался паводком и менял русло. В то время то и возникло круглогодичное орошение. Вначале воду вынуждены были носить в мехах и горшках, после изобрели водоподъемные устройства (шадуф) и подвели каналы. Во время подъема Нила в каналы напускали воду, которая сохранялась на полях от 40 до 60 дней. После один из современных ученых назовет Нил «настоящим правителем Египта» (Е. Крупп).

Возможно, в роли «главного инженера» в Египте некогда выступал Иосиф, регулируя сток вод русла Нила, чтобы «снабжать водой Фаюм или даже чтобы отвести избыточную воду обратно в Нил» (Г. Херст). О жителях древних Фив, столицы Египта, говорили, что они «оседлали» Нил… Ныне своенравный режим реки находится под строгим контролем. На острове Сехел можно увидеть и «ниломер», измеряющий высоту уровня воды в реке. Но ведь так было далеко не всегда. Жителям Египта не раз пришлось испытать на себе все причуды и гнев Нила. В одной из характерных сказок Древнего Египта (сказка «Два брата») говорится:

Нил оскудел. В немой печали
Спадали воды. Дул хамсин.
В багрово-серой мутной дали
Клубились пыль и прах долин.
Нил убывал. Зияли мели,
Пески неслись на берега,
В бессильи сохли и желтели
Поля, и рощи, и луга.
Во прах поник бутон нарцисса,
Увял персеи пышный цвет,
Над мертвым телом Осириса
Явился Сет, злорадный Сет.
Смеясь слезам благой богини,
Он подымал свирепый вой,
Дышал в лицо песком пустыни,
Клубился огненной змеей.
И, задыхаяся от зноя,
Иссушена, обнажена,
Поникла в мертвенном покое
Нагая Черная страна.
Ни на полях, ни на каналах
Не видно было ни души,
И только дикий вой шакалов
Порою слышался в тени...

Все понимали исключительное значение реки для судеб народа. В «Гимне Нилу» сказано: «Ты покрыл живущими всю землю и благодаря тебе все они благоденствуют… Едва подымаются твои воды, земля наполняется ликованием, все живущее веселится… Ты несешь с собою чудные продукты, создаешь вкуснейшие вещи… Нил для того… чтобы наполнить продуктами все склады, все житницы, чтобы приготовить пищу для бедных… Доблесть его – щит бедняков. Тебя не изображают на камне, тебе не воздвигают статуй, тебе не платят подати и не приносят жертв…»

Гимн древних фивян славил Нил. Они считали, что тот явился на землю, дабы «подарить жизнь Египту». И часто обращались к нему с молитвой: «Пусть упадет на людей тысяча тысяч осадков!» Даже в начале XX века многие египтяне считали, что воды Нила ниспосланы с небес, а народные врачи рекомендовали своим «пациентам» использовать воды Нила как целебное средство, помогающее от всех болезней.

Интересные статьи